Войти / Регистрация

ИСКУССТВО КИТАЯ: БЕСЦЕННЫЙ НЕФРИТ

Нефритовая вазочка

В Китае с древности нефрит наравне с бронзой считался самым дорогим из материалов. Интересно, что и сегодня эти представления практически сохранились, а нефрит остается одной из неизменных ценностей в китайской культуре и эстетике. Существует множество причин, по которым китайцы считали этот полудрагоценный камень столь дорогим. Китайцы восхищались красотой и мягким приглушенным блеском минерала, приписывали ему магические и целебные свойства. Основные достоинства камня расценивались не только по его внешнему виду: цвету, мерцанию света, загадочной полупрозрачности, то есть природным качествам, но и вложенному труду и терпению мастера, по совершенству обработки изделия: оно должно было быть приятным на ощупь, привлекать внимание и располагать к созерцанию.

Сначала нефрит в Китае использовали в ритуальных и сакральных целях, он был символом власти и принадлежал правителям. Ведь знак 玉 «юй» происходит от иероглифа 王 «ван» — правитель, к которому добавлена точка. С древности китайцы считали, что нефрит нетленен; что он защищает от злых духов, оберегает; выявляет яды.

С течением времени внешние свойства и цвет камня не меняются, поэтому даосы, приписывавшие нефриту свойство предохранять от вредных воздействий, дарить долголетие, стали использовать его в лечебных целях. Толченый нефрит добавляли в «эликсир бессмертия», в лекарства для поддержания здоровья, а еще, как и во многих других странах, носили как амулеты. Некоторые знатные люди могли позволить себе даже подголовники из нефрита, сохранявшие прохладу в жаркую погоду и, как считалось, дарившие молодость.

Уже в сочинении III в. до н. э. древний философ Сюньцзы, как будто цитируя Конфуция, отмечал, что нефрит имеет пять основных качеств. Их можно сравнить с достоинствами, отличающими благородного китайца-конфуцианца: щедрость, справедливость, мудрость, мужество и сдержанность. Блеск камня и скрытая теплота равноценны щедрости и состраданию. Прозрачность камня соответствует справедливости и праведности, когда по внешнему виду можно понять, что скрывается внутри. Мелодичный звук нефрита, возникающий при ударе, слышен издалека; камень — чистый, и когда его берут в руки — холодный, что сродни мудрости. Нефрит трудно обработать, разрезать, согнуть, но легко разбить, что сравнивалось с верностью и мужеством. Нефрит можно заострить, но не до такой степени, чтобы навредить человеку. Так и благородный муж должен быть сдержанным и сохранять самообладание. Нефрит ценится всеми в Поднебесной. Когда вы думаете о достойном муже, вы вспоминаете о теплом мерцающем цвете камня. В этом причина, почему ценят нефрит. Считалось, что камень передает свои качества владельцу.

В Китае нефрит привозили к императорскому двору из Восточного Туркестана (совр. Синьцзян), собирали на склонах в горах Куньлун или в Хотане, где почти белый и светло-зеленый, оливковых оттенков минерал, который высоко ценился, находили в виде гальки в руслах рек. Такой камень иногда называют «хэтянь» [Hetian] по наименованию региона месторождения — «Хотан» — в Восточном Туркестане. Темный нефрит также привозили из Забайкалья, с конца XVIII века — иногда из Бирмы. Сегодня белый и светло-зеленый нефрит особенно ценят, продолжают его добывать, а изделия из зеленых камней очень дорого стоят.

Физические свойства камня обратили на себя внимание китайцев уже в древности. Нефрит — самый прочный минерал в природе. Строго говоря, это минерал из группы амфиболов, кальций-магниевый силикат, имеющий твердость по шкале Мооса 6–6,5 единиц (из 10). Благодаря его спутанно-волокнистой структуре и вязкости нефрит очень трудно резать.

Камень столь твердый и прочный, и при этом хрупкий и легко бьющийся, в обработке требовал особого умения, терпения и тщательности в обращении. В Китае нефрит научились обрабатывать и полировать в глубокой древности. Его обтачивали абразивами — порошком из измельченных более твердых минералов, а именно: кварца, альмандинов, корундов. Порошок перемешивали с водой и этой пастой при помощи кожаной тряпочки, иногда бамбуковой палочки, на станке с кругом с ножным приводом под постоянно капавшей водой шлифовали и полировали изделия. Процесс был трудоемким, и на изготовление резных нефритов уходили недели и месяцы. При правильной обработке особенности камня можно выявить, придать внешне изделию однородный вид, а после тщательной и длительной полировки поверхности нефрит приобретает матовый восковой блеск и полупрозрачность.

Нефритовая фигурка Будды

Метод обработки минерала до сих пор практически остался неизменным, только заготовки режут специальными инструментами с корундовыми резцами, и процесс ускорен благодаря наличию электрического привода. Для окончательной полировки камня с XIX века и сегодня используют еще более измельченные тонкие абразивы, в том числе алмазные.

Китайское понятие 玉 «юй» охватывает разные, с точки зрения современной минералогии, поделочные камни: нефрит, жадеит, халцедоны (агаты), серпентин, кварц, бовенит и другие. Но в древности больше обращали внимание на внешние особенности материала. Нефриты — «юй» — в Китае и различались, и ценились по цвету: камень может быть темным, почти черным, зеленым разных тонов, голубоватым, коричневым, даже красноватым, серым, желтым и белым. Многие оттенки минералов получили названия, характеризующие наблюдательность китайцев, как, например, беловато-зеленый однородный, без примесей железа нефрит ценился особенно высоко и сравнивался с цветом «бараньего жира» или «замороженного сала».

Постепенно нефрит утрачивал свое ритуальное назначение. Позднее декоративные сосуды и предметы из резного камня собирали, ими любовались, они украшали кабинеты и столы ученых. Повторение знаменитых произведений прошлого, создание архаических по форме и орнаментам сосудов древности стало одним из основных направлений в искусстве времени правления императора Цяньлуна (1736–1795). Традиции продолжались и в XIX, и в ХХ веках.

Назначение этих изделий было еще и практичным: они использовались как стаканы для кистей и сосуды для их промывки от туши; как вазы с древними узорами или украшенные изображениями драконов и фениксов; чаши в форме плодов персика, цветов, даровавших долголетие, — все изображения связывались с благими пожеланиями и символами.

Ценность законченного изделия во многом зависит от рук мастера, обрабатывающего нефрит. Лишь искусный и терпеливый мастер в необработанном кусочке камня мог увидеть и выявить его природные особенности, естественную красоту и свойства, создать произведение искусства.

Существует китайская легенда, отражающая отношение истинных ценителей к красоте камня. Однажды покупатели на рынке обсуждали замечательную резьбу одного изделия из нефрита, передавали его из рук в руки. Какой-то человек, взяв предмет, уронил его и повредил. Владелец потребовал оплатить стоимость, что покупатель и сделал. Потом он отдал поврежденный предмет известному резчику, который создал из него хоть и меньшее по размерам произведение, но выявил все достоинства редкого камня.

Любовь и вера в полупрозрачные зеленые минералы, сохраненные веками, остались в Китае неизменными. Это отношение является символическим отражением традиционной и непрерывной культуры страны. До сих пор китайцы любым другим украшениям предпочитают изделия из драгоценного камня «юй».

Собрания китайских резных изделий из цветного камня и нефрита XVII–XX веков хранятся в различных музеях мира: в Дворцовом музее (Гугун) в Пекине в Китае; в Дворцовом музее (Гугун) в Тайбее на Тайване; в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Великобритании; в Азиатском Музее в Сан-Франциско в США и других знаменитых собраниях. Большая коллекция находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге в России.

М. Л. Меньшикова Старший научный сотрудник,
хранитель коллекций китайского прикладного и ювелирного искусства и памятников Дуньхуана Отдела Востока Государственного Эрмитажа

 

Нефритовая лежащая лошадь