Интересно

Граф Эмерик фон Гуттен-Чапский

Портрет Эмерика фон Гуттен-ЧапскогоВозможно, Вы видели у некоторых монет подобную запись: «С клеймом Гуттен-Чапского», - но знаете ли Вы что она означает? Кем он был?

Граф Эмерик фон Гуттен-Чапский (1828 - 1896) в 23 года уже закончил Московский университет и знал 7 языков (русский, польский, французский, немецкий, английский, греческий и латынь). После женитьбы в 1854 г. Эмерик стал камер-юнкером Императорского двора и приступил к изучению нумизматического собрания Эрмитажа. К 1859 году им был уже подготовлен каталог польской нумизматики эрмитажного Минцкабинета. По разрешению императора Александра II Эмерик в качестве вознаграждения получил возможность выбрать из дублетного фонда музея монеты для своей коллекции. Собрание Гуттен-Чапского дополнилось немалым количеством редкостей, т.к. понятие «дублет» в то время было без четкого определения.

клеймо Гуттен-ЧапскогоНа все монеты своего собрания Эмерик ставил клеймо, свой личный знак. Это клеймо составлено из первой литеры второй части фамилии графа «Chapsky» и размещенного внутри нее герба Чапских – звезды и полумесяца. Таким клеймом Эмерик отмечал монеты, которые считались подлинными, а подделки клеймились латинским словом «Falsvs» (поддельный).

В 1863 году он становится губернатором Великого Новгорода, а вскоре и вице-губернатором Петербурга. Позднее получает от российских властей подтверждение графского титула с добавлением «фон Гуттен» к фамилии Чапский.

В 1885 году Э. фон Гуттен-Чапский продал часть своей коллекции, куда вошло более 900 медалей и российские монеты XVIII-XIX веков, Великому Князю Георгию Михайловичу за 38 352 рубля. Многие из них можно увидеть на фото-таблицах знаменитого труда «Корпус русских монет».

Увлечения собирательством не ограничивались только нумизматикой, но и включали в себя прочие направления: фарфор, мебель, стекло, иконы, картины (например, было собрано более тысячи портретов императора Петра I), гравюры, оружие, рыцарские доспехи, предметы народного быта и одежды.

Свое собрание Эмерик экспонировал в знаменитых музеях Европы: в Британии, Франции, Германии, России и Польше. Для хранения и перевозки были использованы 12 железнодорожных вагонов.

После смерти Эмерика в Кракове был создан музей, куда переправили самые ценные вещи.


Талер - доллар

Портрет Эмерика фон Гуттен-ЧапскогоПервые крупные серебряные монеты были изготовлены в 1486 году в городе Халль в Австрийском Тироле на монетном дворе эрцгерцога Сигизмунда.

Весили эти монеты около 30 грамм и по стоимости приравнивались к золотому гульдену. Однако до открытия богатых серебряных рудников в начале XVI века в Чехии производство таких монет было ограничено. Только в 1518 году в городе Иоахимсталь (ныне г. Яхимов) от имени графа Шлика Богемского началась регулярная чеканка. По месту чеканки новой массовой монеты она получила название Иоахимсталер (св. Иоахим являлся покровителем рудокопов) которое упростившись до талера, далера, доллара, и т.д. в государствах Европы и северной Америки, в Московском царстве обрела название ефимок от Иоахима.

В Московском государстве хождение иностранной монеты во внутреннем денежном обращение не допускалось. Только в 1655 году производилась официальная надчеканка ефимков двумя клеймами (признаками) наличие которых вводило эти талеры в денежный оборот.

В ходе становления денежного обращения в северной Америке за прообраз серебряной монеты был взят европейский талер весом 28 грамм и Шотландским обозначением номинала - доллар.  


Пробный оттиск 1876 года с датой 1863

Пробный оттиск 1876 года с датой 1863 на кружке 20 копеекОдним из загадочных и чрезвычайно редких нумизматических объектов является "монета", на одной стороне которого располагается российский гербовый орел, а с другой стороны – портрет Виктора Эммануила II, итальянского короля (1861-1878) – совершенно невообразимое сочетание.

Известно, что такой предмет был и в коллекции Великого Князя Георгия Михайловича. Тот опубликовал этот "жетон" еще в 1886 году. Ниже приводится фрагмент этой публикации, которая снимает завесу тайны с этого произведения.

 

 

 Великий Князь Георгий Михайлович «Описание и изображение некоторых редких монет моего собрания» 1886 г.

ВКГМ Описание и изображение некоторых редких монет моего собрания - Таблица 6ВКГМ Описание и изображение некоторых редких монет моего собрания

Т. VI. №43

Серебряный жетон 1863 года (чеканен в 1876 г.)

Вес 1 з. 14 д. = 4,88 gr.

Лиц. ст. Двуглавый орел, увенчанный тремя императорскими коронами. Под верхней короной вьющаяся лента. В лапах скипетр и держава. На груди щит со Св. Георгием. Вокруг щита орденская цепь Св. Андрея Первозванного. На крыле по четыре щита с гербами. На правом: Казанский, Польский, Таврический и на четвертом: Новгородский по середине, Киевский справа, Владимирский слева; на левом крыле: Астраханский, Сибирский, Московский и Финляндский. Вокруг веревочный ободок.

Об. ст. Голова короля итальянского Виктора-Эмануила влево. Круговая надпись: VITTORIOEMANUELEII. Под шеей: FERRARIS. Внизу под изображением: 1863. Вокруг зубчатый ободок.

Куплена мною у торговца в Петербурге. В собрании графов Толстых лицевая сторона (орел) менее рельефна, чем у моего экземпляра. (Объяснение см. ниже).

Шесть первых таблиц этого издания уже были составлены, когда случайно нашелся на монетном дворе ящик, в котором было 68 никелевых и 151 медных подобных монет.

Для того, чтобы получить точные сведения о происхождении последних четырех монетъ (№№ 41, 42, 43, 44), я обратился к начальнику монетнаго двора, Николаю Павловичу Фоллендорфу, и получил от него следующее интересное сообщение:

«Серебряный кружок с изображением на одной стороне портрета короля Виктора-Эммануила, а на другой - российского государственного герба, изготовлен на с.-петербургском монетном дворе, гражданином Северо-Американских Соединенных Штатов, инженером Чемпни из Бостона (George, sonofEmery, Champney).

ВКГМ пробный жетон 1876 года с датой 1863 на кружке 20 копеек

Изготовление этого кружка произошло при следующих обстоятельствах: в апреле 1876 года, означенный инженер обратился к Министру финансов с предложением приобрести от него особый, придуманный им, способ изготовления монетных штемпелей, с помощью которого стальные штемпеля могут приготовляться одним ударом по стали не только закаленного маточника, но даже обыкновенного серебряного, золотого или медного монетного кружка. Способ этот, испытанный на с.-петербургском монетном дворе, по распоряжению Министерства финансов, дал вполне удовлетворительные результаты, причем, после приготовления монетных штемпелей помощью закаленных маточников, Чемпни пожелал доказать на опыте возможность приготовления штемпелей и посредством перевода их с обыкновенного монетного кружка. Для этой цели он выбрал, из числа имеющихся на монетном дворе штемпелей, изготовленный в начале 1861 года гамбургским медальером Лоренцом, состоявшим в то время на службе на с.-петербургском монетном двор, по вольному найму, штемпель для 20-копеечной монеты 72 пробы. Штемпель этот, не удостоившийся утверждения, по слишком большому рельефу изображения на нем государственного герба, выбран быль Чемпни именно по этому последнему обстоятельству, так как ему желательно было доказать, что по его способу можно приготовить с серебряного кружка штемпель даже с возможно большею глубиной изображения. Для другой стороны Чемпни употребил, имевшийся у него, штемпель с портретом короля Виктора-Эммануила, приготовленный им заграницею с монеты в одну лиру. По окончании вполне удавшегося опыта, в результате которого получен был, находящийся в коллекции Вашего Императорского Высочества, кружок, приготовленный из серебра принадлежавшего Чемпни, изготовленный им штемлель с 20-копеечного серебряного кружка был уничтожен, а штемпель с портретом передан ему обратно…»

«Начальник Монетного Двора Н. Фоллендорф.»