Войти / Регистрация

Скульптура «Вакх и вакханка»

Лот №36
Закрытие лота: 23.05.2024 в 16:36
Стартовая цена: 480 000
Ставка Логин Время

Модель: 1843–1850 год, Эрнст Август Лойтериц (Ernst August Leuteritz, 1818–1886)
Германия. Саксония. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1880–1924
Марка: подглазурно от руки синим — скрещенные мечи
Метки: номер модели от руки в массе — C 35x; номер формовщика штампом в массе — 101; номер художника от руки надглазурно красным — 3
Фарфор; надглазурная роспись, золочение
Высота 34 см
Атрибуция: Meissener Künstler — Figuren. Band II: Modellnummern A 1 — Z 99 / Sabine Bergmann, Thomas Bergmann. — Karlsruhe, Kurt Götz Verlag, 2014. — P. 176, kat. № 339, «Bacchusgruppe»

Скульптура относится к многофигурной композиции «Вакханалия», служившей для украшения центральной части десертного стола. Именно Мейсенская фарфоровая мануфактура с 1730-х годов впервые начала изготавливать скульптуру для десерта.

Таким образом, хорошо знакомая всем малая фарфоровая пластика обязана своим происхождением именно фигурным украшениям для десертного стола из воска и сахарной пасты. Их изготавливали в Европе со времен Средневековья для королевских праздников как аллегории власти и добродетелей, а в XVII веке они стали выполнять роль украшения, предназначались для развлечения и «услаждения взора». С началом европейского производства фарфора появилась возможность сделать тематические наборы фигур для десерта долгоиграющими. Исследователи отмечают, что по итогам XVIII века три четверти всех европейских фарфоровых скульптур были созданы для украшения стола. В XIX веке эта традиция постепенно сошла на нет, а созданные ранее скульптуры перешли уже как коллекционные раритеты на полки книжных шкафов домашних библиотек, на столы мужских рабочих кабинетов, комоды женских будуаров.