Войти / Регистрация

Скульптура «Прощание» или «Аннет и Любен»

Лот №21
Закрытие лота: 23.05.2024 в 16:21
Стартовая цена: 640 000
Ставка Логин Время

Модель: 1766–1768 год, Мишель-Виктор Асье (Michael Victor Acier, 1736–1799); восстановление 1853–1855 годов, Эрнст Август Лойтериц (Ernst August Leuteritz, 1818–1886)
Германия. Саксония. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1890–1924
Марка: подглазурно от руки синим — скрещенные мечи
Метки: номер модели от руки в массе — В 99; номер формовщика штампом в массе — 107; номер художника от руки надглазурно черным — 63
Фарфор; надглазурная роспись, золочение
Высота 20,5 см
Атрибуция: Meissener Künstler — Figuren. Band II: Modellnummern A 1 — Z 99 / Sabine Bergmann, Thomas Bergmann. — Karlsruhe, Kurt Götz Verlag, 2014. — P. 27, kat. № 12, «Die Abschied» oder «Annette und Lubin» aus «Contes moraux» von Jean Francois Marmontel (1723–1799)

Скульптура создана по сюжету нравоучительного рассказа Жана-Франсуа Мармонтеля (1723–1799) «Аннета и Любен» (с подзаголовком «История подлинная»). Автор рассказа выводит из этой историю такую мораль: «Как ни опасно говорить детям всю правду, еще опасней все от них скрывать. Есть поступки, которые считаются предосудительными с точки зрения законов, но вовсе не являются таковыми в глазах природы; сейчас мы увидим, в какую бездну может она завлечь пребывающую в неведении невинность». Аннета и Любен были двоюродными братом и сестрой. С восьмилетнего возраста вместе пасли овечек на веселых берегах Сены. Но когда им было по четырнадцать лет, их родители умерли. Бедные дети поселились в небольшой пещере и жили тем, что продавали сезонные фрукты, козье молоко и плетеные корзины. Жили как маленькие дикари. Однажды Аннета заметила, что ее живот начал расти — она забеременела. Оказалось, что те ласки, которые они расточали друг другу, были не столь невинны, как они полагали. Что же делать? Местный священник отказывается их женить, ведь они двоюродные брат и сестра. Но тут на помощь приходит добрый сеньор-помещик. Он пишет письмо в Рим самому папе Бенедикту XIV, рассказывает эту трогательную историю, и Аннете и Любену все же разрешают пожениться.

Творческая и общественная деятельность Жана-Франсуа Мармонтеля была многогранна. Выдающийся просветитель, писатель, музыкальный критик, сотрудник «Энциклопедии», секретарь Французской академии, он был известен и как новатор в области создания оперных либретто. Особенно выделяются его «Нравоучительные рассказы» («Contes moraux»), опубликованные в 1761 году — краткие повести, отражающие нравы современного французского общества.

В России был проявлен особенно сильный интерес к произведениям Мармонтеля, чему способствовал установленный и поощряемый Екатериной II контакт с французскими энциклопедистами. Созданные на основе «Нравоучительных рассказов» произведения французских авторов составили важную часть репертуара театров Санкт-Петербурга и Москвы. В январе 1765 года в петербургском Французском театре была поставлена комическая опера «Аннета и Любен». На русском языке она исполнялась в Москве на сцене Большого театра в 1791 году под названием «Анюта и Любим».