Войти / Регистрация

Окимоно «Хидари Дзингоро со скульптурой Ни-О»

Лот №207
Закрытие лота: 23.05.2024 в 19:27
Стартовая цена: 800 000
Ставка Логин Время

Мастер Итидзёсай Комин (яп. 一寿斎幸民)
Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Cлоновая кость; резьба, полировка, гравировка, тонирование
Высота 12,2 см
С экспертным заключением

Произведение является образцом японской художественной резьбы по дереву и слоновой кости периода Мэйдзи (1868–1912) и относится к типу окимоно (яп. букв. «вещь, которую ставят», скульптура малых размеров). Окимоно отличало необыкновенное сюжетное разнообразие: от изображений простых жителей Японии, божеств, мифологических, исторических персонажей, до картин быта и природы.

Начав плотно контактировать с Западом в период Мэйдзи, Япония встала на путь, который привел к неизбежному взаимопроникновению культур. В искусстве этот процесс выражался в самых разных формах, в том числе в создании произведений на экспорт с учетом западных вкусов. Именно к такой категории вещей принадлежат окимоно — скульптуры из кости, реже дерева, которые в первую очередь были предназначены для иностранного рынка.

Окимоно изображает скульптора, создающего фигуру одного из буддийских стражей Ни-о, также известных как Конгорикиси. Скульптор стоит на коленях перед гигантской статуей. В одной руке он держит инструмент, второй в удивлении касается головы. С открытым ртом он смотрит на ожившего Ни-о, который, в свою очередь, устремил взгляд прямо на своего создателя. Это иллюстрация к одной из легенд об известном скульпторе Хидари Дзингоро: «Дзингоро — левша, не имеющий соперников среди мастеров-правшей». Считается, что мастерство скульптора было настолько велико, что созданные им фигуры оживали.

Несмотря на то что об оживших скульптурах Дзингоро рассказывается в многочисленных японских легендах и преданиях, считается, что Хидари Дзингоро был реальным скульптором, жившим в самом начале периода Эдо, примерно в 1596–1644 годах. Дзингоро создал много прекрасных деревянных скульптур по всей Японии. Его самая известная работа — «Спящий кот». Резную фигурку кота можно увидеть в храме Никко Тосёгу, построенном в честь сёгуна Токугавы Иэясу. На дне произведения выгравирована подпись из пяти иероглифов «一寿斎幸民», читающихся как «Итидзё: сай Комин», а также квадратная печать с иероглифом «貞», читающимся как «Тэй».

Вероятнее всего, мастер, создавший это произведение, принадлежал к резчикам нэцукэси, вырезавшим ранее японскую миниатюрную скульптуру нэцкэ и в конце XIX века переквалифицировавшимся в резчиков окимоно в связи с возникшим спросом на последние среди иностранцев. Эти мастера, создавая окимоно, не утратили своего классического подхода мастеров нэцукэси к тщательной обработке поверхности материала, тонкости проработки и вниманию к мельчайшим деталям, получив для своего творчества больше поверхности, чем позволяла миниатюрная нэцкэ. Работы нэцукэси отличал реализм исполнения и характерный для японской миниатюрной пластики юмор, игровой аспект сюжета.

О мастере нэцукэси Комине, который работал в конце XIX в. со слоновой костью, есть упоминание известного исследователя Нэйла Кеннет Дэви в его труде: Davey N. K. Netsuke: A Comprehensive Study Based on the M. T. Hindson Collection. London, 1974. № 1231».

К сожалению, до нас практически не дошла информация о мастерских и биографии резчиков периода Мэйдзи и последующего за ним Тайсё (1912–1926). Мы можем делать лишь предположения, исходя из схожести в манере резьбы, сюжетах, изучая подписи на окимоно. Все произведения из слоновой кости в это время создавались исключительно на экспорт и были вывезены за пределы Японии. Землетрясение 1923 года практически разрушило Токио — основной центр производства окимоно и портовый город Иокогама, через который эти произведения вывозили на Запад. В результате трагедии погибли сто сорок тысяч человек, была уничтожена не только значительная часть Токио, но и многочисленные мастерские вместе с произведениями искусства, эскизами, записями по участиям в выставках и продажам. Мастера остались без крова над головой. В Йокогаме сгорели склады, что приостановило зарубежную торговлю.

Произведение демонстрирует высокое мастерство декоративной работы по слоновой кости и выполнено на высоком художественном и технологическом уровне. Окимоно отличается занимательным сюжетом, присущей нэцкэ компактностью, которую не нарушают тонко подмеченные и реалистично исполненные детали. Две миниатюрные фигурки, созданные нэцукэси Комином, установлены на подставку, которая объединяет их в один сюжет и создает целостную композицию.

Окимоно находится в великолепной сохранности и имеет высокое историко-художественное и коллекционное значение.